Курс ведется по технологии «живой параллели» в виде интеллектуального исследовательского путешествия (экспедиции) группы студентов под руководством ведущего (тьютора) по одной - двум малознакомым странам, специально выбранным для освоения программы. В качестве учебных материалов студентам предоставляется рабочая тетрадь. Материал курса разворачивается на примерах развития живой природы, этносов, культур, духовных структур, способов ведения бизнеса в незнакомых условиях в виде реальных наблюдений признаков развития, проведения аналогий с развитием организаций и выведением управленческих следствий.
В ходе экспедиции участники ведут дневники наблюдений, проводят ежедневные постановочные и рефлексивные сессии, выводят практические следствия из «живой параллели».
По итогам путешествия выполняются письменные работы с обобщением результатов реальных исследований закономерностей развития в применении к собственной управленческой практике развивающего управления организацией.
Технология «живой параллели» - это качественно новый, прогрессивный вид обучения, возникший на традициях компаративистских подходов к постижению сложной реальности.
В основу этого вида обучения положена технология обучения на практике, приобретаемой обучающимися в ходе наблюдения и исследования реальных примеров инаковой деятельности и развития живых, естественных целостностей (животного и растительного миров, этносов, стран, духовных и деловых союзов, организаций и пр.) и выведения значимых для управленческой практики закономерностей. Обучение в этой технологии представляет собой специально организованную практическую, конструктивную философию, осуществляемую на живых примерах, на прямых «параллелях» между аналогами деятельности и развития.
Эта технология приобретает наибольшее развитие в современных условиях быстрорастущего знания, которое обгоняет появление рецептов успешной деятельности и которое может быть получено лишь на основе самостоятельного и специально организованного наблюдения за реальностью и конструктивного сопоставления различных, разнородных условий ее проявления.
Успешность технологии определяется выбором объектов наблюдения, уместных аналогов для сравнительного анализа разнородных практик, методического выведения закономерностей и управленческих следствий. В усиление этих компонентов технологии к каждой группе студентов назначается ведущий (тьютор), который организует исследовательский и образовательный процесс на основе специальных методик.
Технология «живой параллели»:
- это реальные путешествия в малознакомые для студентов страны и территории вместе с тьютором (тьюторами)
- это ежедневные наблюдения инаковой реальности - деятельности, ведения бизнеса, культуры, уклада, повседневного быта людей, развития животного и растительного миров
- это проведение содержательной «параллели» между разными реальностями ради самостоятельного выведения конструктивных закономерностей и практических следствий, значимых для профессионального роста студентов.
Для повышения эффективности обучения в технологии используется комплекс подходов к образованию, ориентированный на потребности взрослых студентов, менеджеров. Его основные элементы:
- Принципиальное сближение обучения с практической деятельностью студента - обучение на основе сравнения различных реальностей, вовлечения в учебный процесс практического опыта студентов, задействования их личностных качеств.
- Использование активных методов обучения в ходе исследовательских интервенций в малознакомые условия деятельности и существования.
- Целостное использование особенностей обучения взрослых людей, которые уже обладают профессиональным и жизненным опытом.
- Помещение студентов в необычные и, возможно, экстремальные условия ради испытания их навыков, личностных свойств, стилей поведения
- Развитие творческих способностей студентов, умения принимать решения в неординарных условиях.
- Обучение умению самостоятельно добывать знание на основе прогрессивных мыслительных стратегий.