Круглый стол на тему «Что первично – продукт или потребитель?»

Круглый стол на тему «Что первично – продукт или потребитель?»

8 июня был проведен Круглый стол по теме «Что первично — продукт или потребитель?», в котором приняли участие студенты и выпускники программы МВА «Стратегия», их коллеги и сотрудники.

Участники Круглого стола представляли различные отрасли: издательский бизнес, информационные технологии и программное обеспечение, консалтинговые услуги в области стратегического развития бизнеса, риэлтерские услуги.

В роли модератора Круглого стола выступила тьютор МИМ ЛИНК Наталья Корниюк, управляющий партнер Консалтингового бюро «Deepkeeper».

 

В живой дискуссии обсуждались вопросы, связанные с тематикой Круглого стола, в частности:

  • Нужно ли давно и успешно работающему предприятию что-то менять в своем продукте?
  • А если успехи не так заметны, может быть имеет смысл подстроиться под потребителя и внести изменения в продукт или создать новый продукт?
  • Можно ли удовлетворить все возможные желания потребителей? В чем тогда состоит бизнес?
  • Как быть, если специальные знания и навыки формируют продукт? Далеко не все потребители разбираются в глубокой специфике производства?
  • Если нет возможности как-то модифицировать производственную базу и продукт есть таким, каким его можно произвести на существующей производственной базе? Как достичь успеха?

Дискуссия носила предметный характер. Участники Круглого стола активно делились своими примерами и способами выхода из трудной ситуации, предлагали различные варианты решения актуализированных проблем.

продукт или потребительВ процессе обсуждения проблемных вопросов, участники пришли к выводу, что нет фиксированных и стандартных ситуаций. Каждый бизнес уникален и находится в сложном окружении, которое необходимо учитывать при поиске ответа на вопрос «Что первично — продукт или потребитель?»

Так, имеет значение, в каком конкурентном окружении работает компания и насколько требовательны и искушенны ее потребители. Важно учитывать также степень инновационности и стадию жизненного цикла отрасли, в которой действует компания. Т.е., отрасль образуют потребители-новаторы, которым необходимо постоянное обновление продукта, предложение новых продуктов? Или же отрасль уже вышла на стадию, когда основу потребления составляют потребители-консерваторы и здесь очень осторожно следует подходить к изменениям в продукте.

Имеют значение конкретные цели и ожидания бизнеса в соотношении с возможностями, которые предоставляет внешняя среда. Здесь участники Круглого стола глубоко разобрали различные бизнес-ситуации, которые, по сути, продемонстрировали работу матрицы стратегического выбора Игоря Ансоффа.

В случае, если компания нашла своего потребителя и продукт полностью удовлетворяет потребителей, и есть на рынке потенциал, то компании не нужно ничего менять в продукте, а следует развивать свои позиции на рынке, привлекая в свои ряды все больше потребителей.

Если же рынок ограничен емкостью, если конкурентная среда концентрированная, то у компании есть возможность выйти со своим продуктом на новые рынки (найти другие сегменты потребителей, возможно с иной потребностью, но удовлетворяемой данным продуктом). Стратегия, по Игорю Ансоффу, развития рынка.

Есть и иная ситуация, когда компания хорошо понимает своего потребителя и видит, что не исчерпан еще потенциал в удовлетворении его потребностей. Тогда компания может развивать и модифицировать свой продукт, увеличивать продажи, получать большую прибыль, работая с тем же сегментом потребителей. По матрице Ансоффа — это стратегия развития продукта.

В итоге согласились, что однозначный, шаблонный ответ на поставленный вопрос «Что первично — продукт или потребитель?» дать нельзя. Рыночно ориентированная организация обязана в своих решениях учитывать ряд факторов, в частности:

  • Ориентацию на потребителя
  • Ориентацию на конкурента
  • Ориентацию на долгосрочную прибыль
  • Управлять межфункциональной координацией

В процессе Круглого стола участники предложили еще ряд тем, волнующих украинский бизнес, для совместного обсуждения. Мы вынесем эти темы на следующие Круглые столы.